В изгибе небольшой речки Чермы на высоком откосе, среди прекрасных старых деревьев стоит небольшая церковь с колокольней. Некогда ниже по течению реки была водяная мельница, построенная под руководством П.П.Коновницына. Парк, окружающий господский дом, был творением Анны Ивановны и Петра Петровича. В нем было богатое разнообразие пород деревьев: береза, ясень, липа, клен, тополь, ель.
Памятник можно отнести к раннему классицизму. Композиция его предельно проста и развита по продольной оси. На нее нанизывается прямоугольное двухсветное "зального " типа зданий завершенное полуциркульной апсидой с сильно сдвинутой к востоку плоской главой и контрастная основному объему мощная трех ярусная колокольня со шпилем. Нарушением такой одноосности являются два пониженных ризолита на южном и северном фасадах церкви. В облике здания, характерном для переходного периода от барокко к классицизму, интересно применение барочных мотивов - профильных сандриков, овальных, горизонтально вытянутых люкарн, не нарушающих, однако, общего впечатления архитектурной строгости и сдержанности декоративного оформления фасадов. Все здание вместе с колокольнею охватывает профильный карниз декорированным рядом сухариков. Окна украшает профильный сандрик, отделяющий люкарну от собственного окна. Дверные проемы оформляют фронтончатые сандрики. Над главным входом, в основании колокольни, небольшая лепная
деталь - круглая скульптура Херувима. На кубическом постаменте. Все ярусы колокольни имеют раскреповки.
Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Сам храм перекрыт лотковым сводом с зеркалом. Распалубки сделаны над люкарнами и над дверью выхода на небольшие хоры. Апсида перекрыта аналогично. Распалубки и грани свода сопровождают рельефные филенки. Палатки в ризолитах перекрыты плоско. Хоры представляют собой балкон на консолях, с выдающейся полуциркульной лопастью. Ограждение хор - резной балясник. Росписей в храме нет. По сведениям А.Попова иконы в церковном иконостасе происходят из Аничкова дворца и были пожалованы великим князем Николаем Павловичем /Николаем I/ семье покойного генерала в память о нем. По др. источникам 4 иконы.
В середине XIX в. в эту церковь писал иконы художник Иван Фортунатов. Теперешний иконостас явно переделан и поновлен. Из подлинных деталей остались царские врата и остов первого яруса. Несколько, видимо, "аничковских" икон висит по стенам храма. Они писаны на холсте и сохранились в первоначальных рамах; первого яруса - с верхней лопастью и четверть круговым и вырезами в нижних углах, второго яруса с лопастями внизу и вверху и третьего яруса - в овальных рамах. Из старых икон можно назвать следующие - "Андрей первозванный", "Вознесение", "Моление о чаше", "Несение креста", "Успение Богородицы".
Теперешний иконостас включает в себя следующие иконы:
в верхнем ряду /слева, направо/: "Преображение", "Распятие", "Вознесенье"; в праздничном ряду: Успение Богородицы", "Введение во храм , Рождество", "Тайная вечеря", "Рождество Христово", "Крещение" и "Сретение".
В нижнем местном ряду: "Пророчица Анна" "Архангел Гавриил", "Покров", царские врата, "Спас", " Михаил Архангел" , "Александр Невский". Риза на иконе Покрова Божьей матери устроена в 1839г., возобновлена Алексеем Петровичем Коновницыным и тогда же вызолочена Алексеем Егоровичем. Евреиновым в память жены Анны Ивановны. К сожалению, икона была похищена от нее остался поздний , псевдо-византийского стиля, киот.
В церкви сохранились две резные фигуры архангелов и Серафимы, уцелевшие очевидно от первоначального иконостаса. Интересно паникадило н.ХIХ в. В стены храма вмурованы памятные плиты. На южной стене две плиты одна над другой. На первой следующий текст:
"Здесь погребено тело Григорья Ивановича Коновницына родившегося 1710 года генваря 13го преставился 1777 году генваря 7го. Жития его было 66 лет 10 месяцев и 28 дней. Супруга его Афимия Кириловна урожденая Горяинова родилась 1716-го года скончалась 1781 году ноября 5-го. Жития было 72 года и сына их Никиты Григорьевича родился 1749-го году февраля 10-го . Жития его было 19.5- лет.
На северной стене расположена самая богатая плита -розового мрамора с рельефной книгой и адамовой головой под ней. На страницах развернутой книги следующий текст:
"Сей памятник искренейших чувтвований почтения любви воздвигнут братом генерале порутчиком и кавалером Петром Петровичем Коновницыным чтущим память дражайшей сестры своей которая Благовея ко творцу Душою к ближним
Прилепленной
Сей храм сооружа
священной достигла дней ея к концу.
Дъевица Елисавета Петровна Кановницына коея тъло на семъ мъсте погребено. Родилась 1740го года октября 14го дня скончалась 1791го декабря 15го.
На южной стене: "Погребено тело Агафьи Григорьевны Корсаковой родившейся 1748го года 29го генваря Скончавшейся 1826-го августа 5го дни ".
На западной стене, справа от входа, на доске серого мрамора накладные буквы /с большими утратами/
"Здесь погребено тело Александра Ивановича Лорера родившегося 19-го сентября 1779 года скончавшагося 17 февраля 1..4.. года".
Из убранства сохранилось четыре колокола подголоска. Один из них подписной: "Товарищество братьев Лаврентьевых, весом 4 пуда 19 фунтов". Интересен подписной аналой подаренный П.П. Коновницыным в 1819 г.
Стены храма, из кирпича оштукатурены и побелены.
Фундамент бутовый. Кровля, покрытие купола, шпиль колокольни, обшивка барабана металлические. Крест на главе четырехконечный кованный установлен на большом яблоке.
Основные габариты:
длина - 12м ширина - 8м
высота колокольни - 31м.
|