даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ







Мирожский монастырь один из самих древних памятников архитектуры, древнерусской монументальной живописи и культуры Пскова. С монастырем связывают один из первых летописных центров псковской вечевой республики /ХII-ХIV вв./, по предположениям некоторых исследователей здесь был переписан протооригинал Мусин-Пушкинского списка "Слова о полку Игореве" и был создан ряд произведений древнерусской литературы (один из древнейших - "Послание Есифа к детям" конца XIII века). Первые летописные упоминания о монастыре относятся к середине ХII столетия. I-я и IV-я Новгородские летописи сообщая под 1156 г. о кончине новгородского архиепископа Нифонта перечисляют его последние деяния, в том числе: - " … а в Пскове св.Спаса церковь зда каменну". В житие Нифонта сообщается о том, что архиепископ наделил монастырь землями. Можно предположить, что Нифонт и приказал расписать собор фресками /летописных сообщений о росписи собора до нашего времени не дошло/. История монастыря, который не был никогда укреплен и жестоко страдал от вражеских набегов, богата кровавыми событиями. Уже под 1299 г. Псковские летописи сообщают о набеге немецких рыцарей на Псков и смерти игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа исследователь Л.А.Творогов связывает "Послание Есифа к детям" и считает его возможным заказчиком псковского списка "Слова о полку Игореве". В 1404 г. летопись сообщает, о построении Карпом Стефановской церкви, которая выстроена заново /или перестроена/ в камне в 1546 г. Святые ворота относятся к тому же времени. В ХV-ХVI вв. В ансамбле монастыря, кроме собора и Стефановской церкви, существовали еще какие-то постройки. Летопись сообщает под 1463, 1471, 1474 гг. о расквартировании стрельцов московского войска (до 100 человек), в стенах Мирожского монастыря. В ХVII в. появляются кельи, видимо, деревянные, на каменных подклетах дошедшие до наших дней. В экономическом отношении монастырь переживал спады и подъемы, связанные с войнами. Сильно подорвали благосостояние монастыря осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 и шведами в 1615 гг. Некогда богатый монастырь к концу ХVIIIв. приходит в постепенный упадок. Сохранилось подробное описание ансамбля на 1766 г. Кроме Преображенского собора, покрытого тогда тесом, в нем рассказывается о всех остальных многочисленных постройках и службах монастыря. Из каменных зданий существует лишь Стефановская церковь (также крытая обветшавшим тесом). 2 настоятельские кельи (одна на каменном "погребе"), братские кельи на 8 "апартаментов", амбары - "магазеины", мельница, конюшна, каретная, пивоварня, кузница, бойня, солодежня - все постройки деревянные, пришли в ветхость и нуждаются в ремонте. Однако перечисление построек, садов, огородов монастыря, прудов для "посажения ценной рыбы", говорит о том, что еще в первой половине ХVIII в. монастырь жил полнокровной, самостоятельной жизнью. В 1789 г. выстроено было здание Братского корпуса. В 70-х годах XIX столетия между Братским корпусом и Стефановской церковью встраивается колокольня. После Великой Октябрьской революции в 1922 г. монастырь прекратил свою деятельность, памятники архитектуры стали объектом музейного показа. В настоящее время ансамбль находится в стадии исследования и реставрации. Спасо-Преображенский собор недолго простоял в своем первоначальном виде, Позакомарное покрытие в условиях Пскова вызывало скопление снега и воды в пазухах и, как следствие, протечки и намокание кладки. Поэтому очень скоро собор получил пощипцовую тесовую кровлю. Однако, и в таком состоянии /с низкими угловыми помещениями/ собор простоял очень недолго. Не позднее XIII в. были надстроены палатки над угловыми помещениями. Позднейшие переделки еще больше исказили облик здания. Шестнадцатискатное покрытие было сменено на восьмискатное, глава вместо шлемовидной стала луковичной, Точной даты пристройки притвора не сохранилось, но по характеру кладки, можно датировать его ХV-ХVI вв. Звонница была пристроена к собору еще позднее. Вероятно, к этому времени фрески собора были уже забелены. В течение ХVII-XIX вв., собор неоднократно переделывался и ремонтировался. В документах конца ХVIII в. кровля его описывается четырехскатной, тесовой. Только в 1877г. Спасо-Преображенский собор покрыли железом, С западной стороны была пристроена (ныне уничтоженная) деревянная паперть на кирпичных столбах. Неоднократно ремонтировался сменивший фресковую живопись иконостас (сам иконостас, ныне утраченный, относился к XVI в.). В 1858 г. в соборе были обнаружены древние фрески. О переделке теплой Стефановской церкви, пока не проведено ее тщательное исследование, можно говорить только приблизительно. Первоначально вход в нее был, очевидно, с запада, а сама церковь была 2-этажной. Но описанию конца ХVIII в. она имеет тесовую кровлю, главу крытую деревянной чешуею. В 1786 г. отпускаются средства на ее ремонт. В начале XIX столетия к Стефановской церкви пристроили деревянную паперть. Все здание было отремонтировано и крыто железом (купол был еще ранее обит железом) в 1878 г. В конце XIX в. в храме была устроена библиотека, в связи с чем были подрублены пяты сводов церкви и между притвором и приделом пробиты арки. Братский корпус стал перестраиваться после первого же наводнения, затопившего его первый этаж. В первом этаже размещались настоятельские кельи. После наводнения 1800 г. настоятельские кельи перевели во флигель напротив собора, а в первом этаже сделали трапезную, кухню и 2 кладовые. Братские кельи переведены во 2-й этаж. В связи со строительством колокольни в 70-х годах XIX столетия двусветная часть центра братского корпуса была сломана, и корпус был подведен под одну кровлю. В связи с приспособлением корпуса под жилье, помещения корпуса в 1945 г. разделили перегородками на мелкие помещения. Колокольня встроенная между Братским корпусом и Стефановской церковью снаружи практически не потеряла первоначального облика, интерьер колокольни потерял свою первоначальную отделку. В 1887 г. Спасо-Преображенский собор было предложено осмотреть академику архитектуры З.В.Суслову, которой ходатайствовал перед Академией художеств о его реставрации. С 1887 г. по 1893 г. Суслов провел исследование собора, раскрыл все фрески, с которых в 1893 г. художники Блазнов и Фомин под руководством Суслова сняли кальки и несколько цветных выкрасок. В том же году Академия художеств прекратила ассигнования на реставрацию и работы были остановлены. В 1897 г. по ходатайству монастырских властей Николай II приказал "возобновить" собор из монастырских средств. Собор отремонтировали, сделали бетонное основание с каналами для отвода полых вод. В 1899-1903 г.г. группой палехских иконописцев под руководством Н.М.Сафонова фрески были зачищены, промыты и прописаны заново клеевыми красками. Часть сюжетов была раскрыта в 1927-29 гг. группой реставраторов под руководством А.И. Анисимова, в настоящее время бригада художников-реставраторов ВСНРПМ под руководством Д.Е.Брягина проводит работы по полному раскрытию древней живописи от записей. С 1861 г. собор Мирожского монастыря привлекал к себе внимание многих историков древнерусского искусства, таких как М.В.Толстой, И. И. Василев, А.М.Павлинов. С 1886 по 1902 г. проводились частичные архитектурные реставрации памятника. Больше других вложил в дело исследования собора в эти годы академик В.В.Суслов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сгорела луковичная глава собора и кровли на четверике, апсидах и притворе. В 1946 г. покрытия собора и глава были восстановлены в формах 1902 г. Архитектурные исследования собора 1947-1948 гг. были проведены архитектором-реставратором Алферовой Г.В. Исследования Романова К.К. хранятся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.




даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ