даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ







Ансамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве правого берега излучены реки Великой. Территория монастыря делится практически на две части - нижний парк и верхнюю террасу, на которой и расположены все сооружения ансамбля. Святые ворота расположены в северо-западной части верхней террасы; собор Рождества Богородицы юго-восточнее ворот в 25 метрах от них. Южнее собора Никольский храм, севернее руины Вознесенской церкви. Верхняя терраса по периметру обстроена более поздними зданиями. Вся территория монастыря обнесена каменной оградой длиной 420 м. Собор Рождества представляет собой сложную композицию из четверика и 2-х приделов, притворов, трапезной и крыльца. Схема четверика храма полностью повторила в ХIV в. композицию перестроенного к тому времени Преображенского собора Мирожского монастыря. Собор Рождества Богородицы крестовокупольный трехабсидный храм. Его основной объем образуется взаимно пересекающимися нефом и трансцептом. Центральная апсида - в высоту нефа, две боковые понижены и примыкают к трансцепту. Диаконник и жертвенник отделены от поперечного нефа глухими стенами и образуют замкнутые помещения, соединяющиеся с центральной апсидой и четвериком узкими сквозными арками. В юго-западном и северо-западных углах храма помещения в два света с палатками на 2-м этаже, имеющими выход на хоры (дошедшие до нас каменные хоры построены не ранее ХV века). Вход на хоры из притвора по внутренней лестнице. Перекрыты концы креста полуцилиндрическими сводами. Барабан покоится на пониженных подпружных арках. Почти все оконные проемы четверика растесаны. Хорошо сохранились лишь щелевидные окна барабана. Покрытие четверика четырехскатное, скрывающее следы первоначального позакомарного покрытия. Барабан надложен, глава в форме луковицы. Фасады храма представляют собой свободные от декора плоскости, сохранившие частично свои первоначальные формы, в частности, декоративные арки в восточной части северного и южного фасада. Барабан украшен 5-ю рядами орнамента, нижние треугольные арочки относятся к ХIV в.,геометрический орнамент остальных рядов - к ХVI в. (бегунец, поребрик, бегунец, аркатурный пояс). Притворы и трапезная храма перекрыты системой полуцилиндрических сводов (с распалубками в притворе). Приделы перекрыты крестовыми сводами. В обоих приделах видны следы от заложенных кирпичей световых барабанов. Крыльцо ХVII в. почти полностью утратило украшавшие его прежде муравленые печные изразцы. Декор поздних пристроек храма сохранил формы ХVIIIв. с характерными для того времени мелкими членениями стен и наличниками окон. Материал стен - известняковая плита, кровля металлическая. Размер памятника 32х24 м. Роспись собора Древние росписи сохранились почти на всех стенах. Они выполнены в технике фрески. Первоначальный вид фресок нарушен. Колорит росписи весьма далек от первоначального. На поблекшем лазурном фоне преобладает кирпично-красный цвет типа сиены жженой, на одеждах грязно-белый оттенок с пробелами. В сюжетном отношении росписи центральной апсиды, парусов, подпружных арок каноничны. В северном и южном рукавах помещаются праздничные сюжеты и композиции Богородичного цикла. 12 протоевангельских богородичных композиций расположены в три регистра по четыре фрески в каждом. Всю поверхность северной стены занимает "Успение" в апокрифических изводах. На южной стене композиции, помещенные в люнете свода и на верхних участках стены, отделены друг от друга разгранкой. Нижняя часть южной стены и примыкающая к ней западная стена содержат ряд эпизодов из цикла Рождества Христова. Отдельные эпизоды не имеют самостоятельного обрамления. На восточной стене фрески располагаются в три регистра. В нижнем представлены стоящие в рост святители, во втором и третьем, отделенные друг от друга разгранкой многофигурные композиции: четыре композиции в северном и четыре в южном рукавах. Самой примечательной росписью храма является композиция "Страшного суда". Она дает не только самую подробную для ХII-ХIV вв. картину страшного суда, но и содержит в себе ряд деталей, не встречающихся более ни в каком другом памятнике. Изображение князей Бориса и Глеба, расположенное в диаконнике относится скорее к концу ХV - началу ХVI в. В целом иконография снетогорской росписи обнаруживает ряд существенно новых тенденций. Это использование апокрифических источников и применения в росписи специфических русских иконографических сюжетов ("Покров", "О тебе радуется"). Никольская трапезная церковь Очень сильно перестроена и надстроена. Основной объем храма читается только с восточной и северной стороны. Внутри интерьер собора разделен на мелкие объемы служебных помещений детского санатория. Под кровлей храма (четырехскатной) обнаружено основание древнего барабана. Над ним в настоящее время надстроен ложный барабан с луковицей. Надложены и стены четверика. Стены храма сложены из плиты. Вознесенский храм восьмиугольный в плане, сохранился в руинах. Два этажа- подклет и надземный этаж имеют изолированные входы. В надземной части восьмигранное помещение перекрытое коробовым сводом с распалубками. Подклет представляет собой подобный объем. Спуск в подклет по внутри стенной лестнице. Стены выложены из известняковой плиты. Толщина стен 5-5.5м. Размер храма 18 м( по большой диогонали восьмигранника).




даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ