Кирха находится на территории Козьмодемьянской слободы XYI -
XYIII вв., почти целиком уничтоженной катастрофическим пожаром
17 сентября 1774 г. Поблизости от него, на берегу р.Великой, во 2-й пол,XYIII в, стояла "богатая" мукомольная и "пильная"мельница графа К.Г.Разумовского, а рядом с нею - небольшой господский дом. По преданию, здесь же располагался и временный деревянный путевой дворец, в котором в 1780г.останавливалась на ночлег императрица Екатерина II. Регулярная застройка этой части опочецкого посада началась еще до окончательного утверждения первого "правильного" плана города (1778 г.), о разбивки главной городской (Соборной) площади и возведения на ней двух больших каменных казенных корпусов (1775 - 1776 гг.). Ранняя строительная история участка, непосредственно занимаемого памятником, ие известна. Возможно, это было частное владение.
Появление в Опочке лютеранского храма относится к годам
царствования императора Александра П - времени широкого строительства евангелическо-лютераноких церквей по всей России, в том числе и в городах Псковской губернии: 1870 г. - Псков (начато строительство нового церковного здания), 1875 г. - Торопец (выдано разрешение на постройку), 1879 г, - Великие Луки (утвержден план). Еще раньше, в 1863 г., были утверждены план и
смета лютеранского храма для г.Гдова, входившего тогда в С.-Петербургскую губернию (см.материалы РГИА). Опочецкая филиальная кирха была начата постройкою в 1871 г. псковским пастором Гессе,а закончена и освящена в 1874 г. пастором Брезинским. Строительство обошлось в 6138 руб. 8I коп. Автор архитектурного проекта и посвящение церкви не установлены.
Своего пастора в Опочке не было, он приезжал - "не менее трех раз в год" - из Пскова. В 1912 г. прихожан (латышей, немцев, эстонцев) насчитывалось "до 500 человек", что составляло примерно 6 процентов от общего числа городских жителей.
После прекращения богослужений и закрытия кирхи (достоверная дата не известна) здание использовалось для "молодежных развлечений". Но даже во 2-й пол 1920-х гг. сюда еще приходили послушать хороший орган.
В 1930-х гг. памятник занимала столовая. В послевоенное
время здесь размещалась государственная столярная мастерская,
а с 1961 г. - районный совет ДОСААФ и автошкола (с 1991 г. -
районный совет РОСТО). вскоре после закрытия здание кирхи лишилось своего внутреннего
убранства (за исключением органа, разобранного не ранее 1930-х
гг.; дальнейшая его оудьба не известна), значительной части
псевдоготического декора фасадов и башенки-колокольни с крестом.
Тогда же были сломаны стены, отделявшие от церковного зала и
алтаря боковые служебные помещения, и произведена первая перестройка хор. В 1963 - 1964 гг. к алтарной части памятника была сделана
большая одноэтажная кирпичная пристройка (используемая совместно районным советом РОСТО и горторгом), в связи с чем утрачена обшивка западного фасада и покрытие апсиды. Церковный зал разделили перегородки. С южного фасада (на месте окна) был устроен дополнительный вход с крыльцом. Вероятно, одновременно с этим были пробиты два новых окна для освещения хор (одно из них - вместо уничтоженного люнета) и полностью перестроено первоначальное крыльцо перед главным фасадом. Несколько позднее к южному фасаду пристроили дощатый туалет, в результате чего исчезло еще одно окно.
1991 г, - незначительная перепланировка основного помещения.
В советское время, особенно в послевоенные десятилетия,
существенно изменилось пространственное окружение памятника:
за исключением двух старых лип, утрачены зеленые насаждения,
появилось множество сараев, асфальтовое покрытие, загрязнен
берег р.Великой. Ныне с нескольких сторон здание обступает
крупномасштабная неэстетичная современная застройка.
|