даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ







Дом и двор расположены на углу улиц Л.Поземского и Герцена. Дом вытянут вдоль ул. Л.Поземского, торцовым фасадом выходит на ул.Герцена. Фасады дома хорошо просматриваются при выезде с Советского (Троицкого) моста на Запсковье по ул.Л.Поземского. Дом в плане прямоугольный, 2-х этажный с пристройками к восточному фасаду и с мансардой над восточной частью. Крыша вальмовая. На территории двора находятся поздние постройки дровяных сараев. Фасадная композиция, рассчитанная на восприятие в движении с моста, по улице, раскрывается в полной мере на пересечении улиц. Центром композиции выступает здесь срезанный угол дома с парадным входом в 1-м этаже и балконом во 2-м. Благодаря концентрации этих деталей на углу здания, угол пересечения улиц получает активный организующий акцент. Южным торцовым фасадом здание "ведет" на живописную улицу "губернского" масштаба (ныне Герцена). Западный фасад начинает древнюю дорогу Званицу (Л.Поземского), являясь первым, четко воспринимаемым объектом после частично закрытого мостом дома N 1, стоящего южнее. Основную роль в композиции фасадов играет принцип осевой симметрии. Интересно взаимное расположение осей симметрии на двух перпендикулярных фасадах, решенных в единой системе: западный протяженный фасад имеет три оси симметрии, закрепленные тремя расширенными парадными входами 1-го этажа (2 из них превращены в окна с частичной закладкой по ширине), которые фиксируют накладывающийся "модуль" на 5 осей, где центром является проем входа. Угловой вход находится на оси симметрии уже двух фасадов, и также является центром "модуля" на 5 осей. Еще сложнее система симметрии на южном фасад, который первоначально был задуман также на 5 осей, как бы повторяя половину перпендикулярной ему плоскости. На крайней с востока оси был устроен дверной проем (ныне превращен в окно), который при фронтальном обзоре уравновешивался дверным проемом срезанного угла, а осью симметрии фасада служил расширенный простенок между окнами второй и третьей оси. По прошествии небольшого периода времени, вероятнее всего вскоре по завершении строительства зданий, оно получило с востока пристройку лестничной клетки и, вместе с ней, шестую ось на южном фасаде, которая оказалась симметричной таковой же на западном фасаде. С появлением идентичной по декору пристройки (на фасаде четко читается шов без перемычки) фасад вытянулся по горизонтали, но распределение его масс осталось уравновешенным, так как левую (западную) сторону утяжеляет балкон на углу. При различных углах зрения оси симметрии меняются. В итоге, не имея зеркальных повторений, фасадные плоскости постройки разделены на классически сгармонированные части. Декор фасадов упорядочен также с использованием норм классицизма и подчеркивает горизонтальные членения композиции: протяженная лента гранитного цоколя, подоконные и междуэтажные кирпичные "тяги" и венчающий стены антамблемент, состоящий из тонкого архитрава, широкого фриза и развитого карниза. Стройные пропорции окон задают четкий ритм фасадам, напоминая шаг колоннады. Кладочный узор составляет второй план декоративного убранства. Здание построено в смешанной технике из кирпича с известковой плитой и именно этот материал является средством художественной выразительности фасада. Оконные и дверные проемы с лучковыми перемычками исполнены в кирпиче, простенки - из плиты. Перевязанные ряды различного кладочного материала организуют на плоскости своеобразное геометрическое сочетание фактур. Швы тесаного известняка затерты известковым раствором, в простенках окон они кое-где расшиты на квадры. Поверхность стены слегка тонирована под цвет кирпича. Здесь творческий метод "рационального" направления в архитектуре России конца XIX в. декларирует красоту в правде и естественности материала и конструкции стен, выстраивая эту систему по классическим канонам. Укрупненный масштаб лаконичного антамблемента выдает стилистическую направленность классических предпочтений. В нем можно видеть близость к несколько гипертрофированной неоклассике начала XX века. Важная роль в композиции фасада отведена угловому балкону, который первоначально был открытым с металлическим ажурным решетчатым ограждением на углах которого и теперь сохранились маленькие столбики с "головками" (боковые решетки утрачены). Несколько позже (судя по фотографиям начала XX в. к 1916 г.) появилась деревянная конструкция, которая несет важную эстетическую нагрузку в композиции фасада: внутри металлического ограждения были поставлены деревянные изящно резные столбы, поддерживающие деревянную крышку. Вверху промежутки между столбами и стенами заполнены вставками деревянного растительного орнамента, выполненного в технике плоскорельефной, пропильной резьбы. Также, как и применение местной плиты в сочетании с кирпичной кладкой в декоре стен, деревянная резьба является здесь этнографическим элементом стиля, органично вписываясь в приемы "рационального" направления в архитектуре конца XIX в. Дворовый восточный фасад решен с той же мерой ответственности перед задачей преобразования утилитарного в прекрасное, как и уличные фасады. Его южная часть закрыта поздними пристройками, но в стене фасада сохранились проемы, позволяющие судить о его первоначальном композиционном строе. Здесь также применен принцип осевой симметрии, где ось зафиксирована широкими проемами входа и окон лестничной клетки. Из-за уширения этих проемов и пространства лестницы северная часть фасада получила не 5, а 4 оси. Декоративное решение дворовой стены такое же, что и стен парадных фасадов, только в композиции горизонтальных членений отсутствуют подоконные "тяги". Планировочная композиция в габаритах несущих стен трехчастная с продольной несущей стеной. Под частью дома расположен подвал. Вход в южную часть подвала, состоящего из двух больших помещений с плоским балочным перекрытием, был устроен с лестницы. Вход в северо-западное помещение подвала - через люк в полу 1-го этажа. Перекрытие деревянное с деревянным брусом, поддерживаемым каменными столбами. В уровне 1-го этажа в центре; находятся "парадные сени" и лестница, связывавшая все уровни дома. "Сени" перекрыты коробовым сводом с распалубками над дверными проемами и печными нишами. Помещения 1-го этажа предназначавшиеся, вероятно, под магазины имели непосредственные выходы на улицу и в "сени". Между помещениями северной части имеется широкий арочный проем (ныне заложен). Лестничные площадки устроены по кирпичным сводикам. Сохранились ступени лестницы, тесаные из известняка. В уровне 2-го этажа трехчастная схема сохраняется только с восточной стороны дома; на западный фасад выходят два больших помещения в габаритах несущих стен. Западное большое помещение, освещавшееся с западного и южного фасада, играло роль "парадной залы", имело выход на балкон через остекленную 2-хстворчатую дверь (утрачена). Из декора "залы" частично сохранились лепные потолочные тяги. Первоначальное деление других частей 2-го этажа на более мелкие помещения легкими перегородками не сохранилось, как и убранство их интерьеров. Над восточной частью дома расположена мансарда с окнами, выходящими во двор. Помещения мансарды разделены на две части лестницей. Их планировка также не сохранилась, как и первоначальные конструкции деревянных стен. Фундаменты бутовые, стены сложены из камня с отделкой проемов и углов кирпичом, перекрытия деревянные по балкам. Крыша стропильная первоначально крыта железом (ныне шифер). Габариты в плане: 25.6 х 14.2 м, первоначальная пристройка: 10.8 х 2.5 м.




даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ