Схема композиции: четверик, притвор со звонницей, разделенный большими арочными проемами на 3 части: придел с южной стороны, пристройка с северной стороны, паперть.
Четверик одноапсидный, прямоугольный в плане, 4-х столпный. Основные его конструкции: крестово-купольная система перекрытий с пониженными подпружными арками. На восточной стене сохранились голосники. Помещения притвора перекрыты коробовыми сводами, с подпружными арками.
В центральной части притвора коробовой свод направлен перпендикулярно к западной стене четверика, а северная и южная части притвора перекрыты коробовыми сводами, идущими параллельно своду галереи.
Южный придел одноапсидный с плоским перекрытием. Северная пристройка состоит из трех помещений, перекрытия их плоские.
Декор фасадов четверика скромный: фасад делится лопатками на 5 части, соединенными вверху двухлопастными арками.
Апсида четверика имеет вверху геометрического характера узорный поясок, состоящий из трех рядов: между рядами, "поребрика" ряд с узором "бегунца".
Барабан украшен таким же узорным пояском, как и апсида, но в отличие от нее сверху проходит аркатурный поясок, и выше два ряда зеленых поливных изразцов конца XVII в. На западной стене притвора двух пролетная звонница. Фасады южного Никольского придела решены приемами, характерными для эклектичной архитектуры конца XIX в.: фронтообразные, сложной конфигурации лепные наличники над спаренными большими окнами, рустовка в нижней части стен, и рустованные лопатки, окна с полуциркульным завершением и арочным обрамлением.
Крыльцо с аркой на столбах с шарообразными утолщениями и двухскатной кровелькой.
Первоначальная объемно-пространственная композиция храма слагалась из основного объема четверика, завершенного одной главой, пониженного притвора со звонницей. Возвышенное место над уровнем протекающей близ церкви р.Великой, делало храм доминирующим и легко обозримым в окружающем его пространстве.
Основные габариты церкви: длина четверика по оси 3-В 9,25 м
Ширина = 9 м
длина притвора = 5,25 м ширина - 11,5 м дл.южного придела = 25 м ширина - 7,5 м дл.сев.пристройки= 15 м ширина - 6,25 м.
Храм выложен из местной известняковой плиты на известковом растворе. Крыльцо деревянное оштукатуренное. В церкви сохранились древние иконы и иконостас XVIIIв. в Никольском приделе.
Иконостас XVIII в. в Никольском приделе - 3-х ярусный, деревянный, четырехугольной формы, с позолоченными узорными деталями. По-видимому, неоднократно подновлялся. По составу икон весьма разнороден (иконы XVII,XVIII,XIXвв.).
Значительную художественную ценность в нем представляют "царские врата", двустворчатые, резные с позолотой по левкасу. Резьба их - сквозная, основной узор - вьющийся стебель с завитками. На створках сохранились медальоны с живописными изображениями "Благовещения" и "евангелистов" (хорошего академического письма).
"Царские врата" могли принадлежать в XVIII в. иконостасу главного храма.
Древние иконы, взятые на учет и включенные в охранный договор:
1 Варлаамий Хутынский в ротс. XV в. Р:167х70
2 Архангел Михаил XVII в. Р:127х42 (Никольский придел)
3 Вседержатель на престоле XVIIв. Р:88х66 (притвор)
4 Чудо Георгия о змие XVIIв. Р:76х61 (притвор)
5 Архангел Михаил XVII в. Р:155х62 (Ущаковский тип)
6 Вознесение XVII в.Р:95х64 (кладовая)
7 Преполовение пятидесятницы XVIIв. Р:94х62 кладовая
8 Сошествие св. духа XVIIв. Р:94х65 кладовая
9 Преображение XVIIв. Р:90х65 кладовая
10 Воскрешение Лазаря XVIIв.Р:94х63 кладовая
11 Жены Мироносцы XVIIв. Р:90х65 кладовая
12 Пророки (2) с навершием Р:155х71 кладовая
13 Пророки (2) с навершием Р:155х71 кладовая
14 Пророки (2) с навершением Р:157х71 кладовая
15 Благовещение к XVIIв. Р: 36х31 кладовая
16 Пророки Даниил и Моисей поясные Р:58х88
конца XVIIв. кладовая
17 Богоматерь на троне с предстоящими XVIIв. Р:65х88
18 Иоанн Предтеча XVII в. Р: 33х30
В Никольском приделе сохранились росписи потолка и стен по штукатурке масляной краской конца XIX в.
На сев. стене Василий Великий в рост и "Нагорная проповедь Христа". Р:475х250.
Южная стена: в простенках между окнами - святые мученицы и митрополиты.
На потолке св. троица - Новозаветная и 4 евангелиста с символами.
В четверике - такая же роспись купола, барабана и подпружных арок (розетки в квадратах).
В сев. части притвора поновленная в послевоенное время роспись свода, выполненная масляной краской.
|