даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ







С ХVI в. известен мужской Посолотин монастырь, расположенный в ложбине среди оврагов при речке Черной, притоке Плюссы. В древности были две церкви: одна Успенская каменная, а другая Никольская деревянная. О разорении монастыря литовцами в писцовых книгах 1581-1585 гг. написано: "В Хмерском же погосте Посолотин монастырь новые печеры на речке на Черной, выжгли литовские люди. А в монастыре церковь в горе, Успения Пречистые Богородицы, да другая церковь деревянная Николая Чудотворца клетухи в верх; престолы же в обеих церквах разорены, а сосуды церковные, а свечи местные и книги поимали литовские люди. А келей в монастыре было, келья игуменская, да восемь келей братских, а в них было двенадцать братов старцов, а на пожарище остался в келье игумен Пимин, да четыре кельи братских, а в них пять братов черноризцов. Да за монастырем двор был конюшенный, сожгли литовские люди, да за монастырем же - слободка монастырская, не зжена, а воевана, а в ней двор слуги монастырский Гриша Данилов, да бобыльских дворов.../три двора/, да пять дворов пусты, да место дворовое. А тех пустых дворов людей погибли и в полон поймали литовские люди. Пашни паханные монастырские лесные роспаши круг монастыря, четыре четверти в поле, а в дву потомуж; сена ста копен. А в прежних писцовых книгах и в выписи написано 79 году Семена Федоровича Нагова, да князя Ивана Андомского с товарищами: дано к монастырю игумену с братиею, круг того монастыря, лесу по двенадцати десятин, на все четыре стороны, каменного и чернаго лесу, бору и болота, по речке по Черной в верх и вниз, а за речку за Черную, против монастыря, промеж деревень: деревни Волосова, Захонья и Овина и Терешиной и Посолотина. А вотчины к тому монастырю и руги и денег и хлеба нет". Из хранящегося в Петербургской Духовной Консистории, от 14 января 1743 г. за № 2315 указа видно, что церковь св.Николая сгорела в феврале 1736 г. на сырной неделе. В тридцатых годах XVIII в. служили в каменной Покровской церкви, о которой сохранилась, в церковном архиве, подробная опись, составленная в октябре 1741 г. строителем монастыря, иеромонахом Феофилатом и им подписанная. Эту опись в июле 1742 г. по указу архиепископа Новгорода и Великих Лук Амвросия, поверял Хмерского погоста поп Елисей Михайлов. Кроме перечня церковного имущества, в описи сказано: "В 1742 г. в монастыре были келья строителя с перерубом, сенями и чуланом, четыре братских кельи, трапеза братская с черною печкою, келья хлебная, поварня, квасная, четыре хлебных амбара, из коих три запечатанных с хлебом. В 1738 г. октября 1-го дня, по указу от подполковника Якова Дурнова, посланным от него капралом Семеном Дятковым, да в том же монастыре имеется монашеского чину один монах Макарий, который по сказке бывшего управителя Иесафа, что оной монах прислан в подначальство, да отставной морского флота боцман Михайло Кожевников, трудник Прокофей Нестеров, больше никого не явилось". В 1764 г. монастырь был упразднен, а церковь Покрова стала приходскою. Из пещер монастырских одна еще и доныне сохранилась в церковной ограде, под крутым оврагом, подле которого есть остатки древней каменной колокольни с одною кельею. Под колокольней есть сводообразный каменный вход к источнику, находящемуся в пещере. В ней, по преданию, явилась в древности чудотворная икона "Богородица Одигитрия", находящаяся в храме. Другая пещера - вверх по реке Черной, в полуверсте от церкви. В ней есть также источник "Федосеев ключик". Входоиерусалимская церковь была построена вместо сгоревшей Никольской и освящена при архиепископе Стефане. В 1822 г. в ней устроены приделы св.Николая и Тихвинской Божьей матери усердием Лугских помещиков Татищева и Тишкова; антиминсы главного и Тихвинского придела освящены 5-го апреля 1842 г., а в Никольском - в 1815 г. Длина храма, без алтаря 8 саж., ширина - 5 саж и 1 арш., высота 2 саж, в куполе 3.11 саж, длина и ширина алтаря 2 саж 1 арш. Главный храм с 1868 г. теплый, отделяется от холодных приделов капитальною стеною. Храм довольно тесен. Выстроен он в 1876 г., украшен на средства попечительства, иконами в резных позолоченных киотах... На Тихвинской чудотворной надпись: "Сия Чудотворная икона Спорутчицы Богородицы Одигитрии новых пещер Посолотина монастыря Новгородской области. А обложен бысть сей образ благословением перваго архиепископа иоакима Псковскаго и Изборскаго, в лето 1626 г., после немецко-литовскаго разорения, при державе Государя и царя Великаго князя Михаила Федоровича всея России самодержца". Из книг интересно Евангелие в лист /Москва 1657г. августа 29-го/ и Евангелие праздничное /Москва 1755г./ с надписью: "сие святое напрестолъное Евангелие Шелонския Пятины, Залесской половины, Посолотина монастыря, куплено в Москве на Казенные деньги, 1758г. марта дня, при строителе того монастыря иеромонахом Гавриле". Евангелие вседневное /Москва"1753г./, пожертвованое в 1754г. генерал-майором Симеоном Ивановым Мордвиновым. Колокол в 55 пуда 12 фунтов с надписью: "1799 марта 12-го дня колокол в Лужский уезд, в бывший уничтоженный Посолотинский монастырь". И колокол в 11 пудов с надписью: "1638 Упраздненного Посолотина монастыря Входоиерусалимской церкви настоятель благочинный, священник Петр Кулигин 28 апреля 1884 года".




даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ