даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ







Расположен в деловом и торговом центре Пскова. Его парадный фасад активно участвует в формировании пространства Октябрьской площади и визуально начинает Октябрьский проспект. Здание компактным объемом входит в плотную рядовую застройку. В плане прямоугольное, с двухскатной крышей, имеет два фасада: главный юго-западный - 3-х этажный, дворовый северо-восточный - 4-х этажный. Декор сосредоточен на главном фасаде. Для него характерно сочетание ордерных форм с растительными мотивами, маскаронами и т.п. Главный фасад симметричной композиции с двумя слабо выраженными боковыми ризалитами, завершенными 4-х гранными куполами со шпилями. Центральная часть отмечена четырьмя пилястрами композитного ордера. Пилястры зрительно опираются на четыре мощных волютообразных кронштейна, поддерживающих балкон 2-го этажа. Карниз над пилястрами раскрепован и увенчан прямоугольным аттиком, фланкированным столбиками с вазами. Центральная ось подчеркнута балконом 3-го этажа. По горизонтали в композиции фасада применен принцип зрительного облегчения кверху и отражено функциональное зонирование по этажам. Эта задача решена разнохарактерными оконными проемами и их оформлением. Первый этаж, относящийся к торговой зоне, связанной с улицей, решен без лепного декора. Оконные и дверные проемы прямоугольные. В ризалитах были устроены широкие дверные проемы (ныне левый заложен, превращен в окно, а правый существует как сквозной проезд во двор). Поверхность стены прочерчена крупным горизонтальным рустом. Второй этаж наиболее парадный, здесь деловая зона банка. Большие проемы окон имеют ступенчатое арочное завершение с волютообразным ( в профиле) замком. Окна ризалитов украшены треугольными сандриками на кронштейнах. Рустовка на ризалитах мельче и имитирует кладку из камня. Третий этаж, жилой, и с меньшими по размерам прямоугольными окнами, оформленными сложными наличниками. В ризалитах такие же окна соединены попарно и увенчаны прямыми сандриками. Стена гладкая. Этажи разделены двойными линиями горизонтальных карнизных тяг со сложными обломами. Верхний этаж венчает широкая сложного профиля тяга и карниз большого выноса, с модульонами. В оформлении купольных люкарн использован мотив треугольных сандриков. Второй и третий ярусы фасада имеют большой набор декоративных лепных элементов. На пилястрах расположены скульптурные маскароны с гирляндой и драпировочной лентой. Между крайними окнами второго этажа - картуши с изображением жезла Меркурия в обрамлении ветвей лавра. Мотив лавровых ветвей повторяется и над другими окнами второго этажа, а также в декоре 3-его этажа. Формы стилизованной барочной раковины присутствуют в капителях пилястр и в простенках между крайними проемами окон 3-го этажа. К элементам декора относятся кованые ажурные решетки. Ограждение балкона 3-го этажа, выполненное из ритмически чередующихся тонких витых и простых стоек с наружным волют о образным завитком в основании. В верхней и нижней части решетка украшена орнаментом из колец. Решетчатое ограждение на крыше между аттиком и куполами ризалитов более ажурно: в его рисунке мотивы столбиков и кругов с розеткой. Представляет интерес ограждение большого балкона 2-го этажа. Оно было выполнено в монументальных формах, видимо, из того же романского цемента, которым штукатурился дом. Ограждение состояло из 4-х крупных высоких столбиков, расположенных в осях фасада. Между ними, под широкими перилами было ажурное ограждение с кольцевидным орнаментом. Балкон поддерживали 4 мощных волютообразных кронштейна. Кронштейны и ограждение балкона были утрачены и воссозданы во время реставрации фасада в 1996 г. К утраченным деталям относится пара кованых ажурных флаго-держателей, сохранявшихся еще в 1969 г. в простенках между крайними окнами 2-го этажа. Дворовый фасад здания строго функционален. Прямоугольные оконные проемы по вертикали соответствуют 9-ти осям главного фасада. По горизонтали - лестничные окна сдвинуты на половину уровня. Окна второго этажа и лестничных клеток большего размера, чем окна 1-го, 3-го и 4-го этажей. В цокольном ярусе небольшие проемы с лучковыми перемычками освещают входы в подвал. Декор фасада ограничивается междуэтажными карнизными тягами и наличниками окон простого профиля. По документам известно о существовании на дворовом фасаде трех балконов с металлическими ограждениями. В настоящее время они утрачены, но их местоположение по центральной оси фасада выявлено разрывом карнизных тяг. Интерьеры здания сохранились частично. Имеющихся документов недостаточно для достоверной реконструкции интерьеров. Со двора имеется два входа в подвал. Планировка его помещений асимметрична. Продольная несущая стена делит все пространство на две неравные части, разделенные кирпичными стенами и перегородками. Перекрытия подвала - кирпичные сводики по металлическим балкам. Планировка первого этажа в основных параметрах близка к планировке подвала, но неоднократно подвергалась перепланировкам легкими перегородками. В наибольшей сохранности интерьер второго этажа, где располагался операционный зал. Для него характерны прозрачность большого зального помещения, повышенная освещенность с северо-востока и юго-запада, наибольшая высота помещений. Кроме лестничных клеток, парадной (северо-западной) и черной, в северо-западной части находится помещение, где располагался кабинет для заседаний Совета и Правления Общества взаимного кредита. К юго-восточному торцу во всю ширину здания примыкает помещение, изолированное капитальной стеной - вещевая и денежная кладовая Общества. Два окна в торцах кладовой имели усиленные металлические решетки. Стены и потолок укреплены решеткой из металлических профилей. В двух дверных проемах сохранились бронированные двери. Зал разделен на две пространственные зоны мощной балкой перекрытия, соответствующей продольной капитальной стене. Балка концами опирается на продольную стену, а в центре зала на 2 чугунные колонны. Этим делением обусловлено применение различных мотивов декора потолка в пространственных зонах, имеющих своеобразно оформленные плоские потолочные плафоны, обрамленные двойными профилированными карнизами с использованием мотивов ионического фриза. В северо-восточной зоне (зал для посетителей) в углах зеркала плафона вкомпонованы круглые картуши с монограммой Общества взаимного кредита, обрамленные лавровым венком, окруженным акантовой ветвью с волютообразными ответвлениями листьев и характерным ниспадающим стеблем. Вся барельефная фигура вкомпонована в треугольник с вогнутой дугообразной большой гранью. В центре потолка размещен большой ромбовидный лепной плафон для люстры. Основной мотив декора - процветший акант с включением лавровых ветвей. В юго-западной зоне ( для сотрудников банка) оформление потолка проще, но и здесь в углах большого зеркала расположены картуши, оформленные акантом более простого рисунка. Рельефный потолочный плафон представляет собой 8-ми лепестковую розетку крупных "коринфских" листьев аканта в окружении лаврового венка. Стены зала и проемы обработаны филенками. Над ними устроен широкий меандрового рисунка акантовый венчающий карниз, переходящий в падугу потолка. В простенках между филенками и окнами в ленту фриза включены вертикальные композиции из картуша в виде окрыленного шлема, опирающегося на жезл Меркурия. Лента карниза охватывает залы по периметру и проходит по сторонам центральной балки. Декоративная обработка софита балки состоит из филенок, между которыми размещены выпуклые акантовые розетки. Переход от торцов стен к балке решен парными лепными кронштейнами. Опорные колонны имеют более функциональный характер. Нижняя часть ствола опирается на высокую (1/4 общей высоты) базу, отделенную от ствола сложным тонким профилем. Ствол со слабо выраженным энтазисом завершен 4-х частной капителью в виде стилизованного крестоцвета, на который опирается балка. Представляет интерес массивная дубовая балюстрада нижней части перегородки операционного зала. Аналогичные мотивы орнаментации применены в помещении кабинета. Декор парадной лестницы сохранился частично: филенки на стенах, карнизные падуги, металлические ажурные решетки на окнах лестничных площадок, ажурные перила лестницы. На черной лестнице сохранились только ажурные перила. Планировка третьего и четвертого этажей не сохранилась. По докладу комиссии в 1901 г. они имели самое скромное убранство -оштукатурены и окрашены. В жилых комнатах были простые потолочные тяги и кафельные печи. Габариты здания в плане: 28.9 х 18.4 м. -




даты с по гг.

  ВАШИ ОТЗЫВЫ
  ПОСЛАТЬ ПИСЬМО
  РЕСУРСЫ В СЕТИ
  НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
  КАРТА САЙТА
  О ПРОЕКТЕ