Церковь Георгия расположена в деревне Сенно, на пригорке, вблизи дороги на Новый Изборск. Вокруг церкви кладбище, обнесенное каменной оградой.
Это - одноглавый, трехапсидный, четырехстолпный храм. К основному кубическому объему четверика с четырехскатной кровлей, увенчанному световым барабаном с главой луковичной формы и крестом, с востока примыкают пониженные полуцилиндры апсид, с севера - низкая пристройка, с юга и запада - придельная церковь и притвор нач.XXв., заслонившие древние фасады четверика.
Скромный декор фасадов четверика характерен для церквей Пскова XVIв.:
стены имеют трехчастное членение лопатками, которые вверху соединяются между собой двухлопастными ползучими арочками, а в центральных частях -полуциркульными. Барабан декорирован традиционным орнаментом, состоящим из двух рядов поребрика и бегунца между ними. Венчает пояс ряд, состоящий из уступчатых полукруглых ниш и аркатурного пояска. Четыре щелевидных проема расположены по странам света, над ними бровки /фронтончатые сандрики/. На главе, покрытой железом, звезды, покрашенные охрой. На апсидах декор утрачен, на малых - боковых апсидах, сохранилось по одному древнему щелевому оконному проему.
Интерьер: церковь четырехстолпная, западные столбы круглые в плане, восточные - скруглены с восточной стороны. Световой барабан покоится на повышенных подпружных арках" Концы креста перекрыты коробовыми сводами. Апсида перекрыта конхой.
На западной стене устроены деревянные хоры с палаткой, в которой сохранился древний щелевой оконный проем /в настоящее время он заложен/. Такие же древние оконные проемы сохранились на южной стене четверика /на уровне хор/, в жертвеннике и диаконнике, остальные поздние или растесанные.
У основания конхи апсиды - два ряда голосников. По пять рядов голосников: в тимпанах трансепта, над аркой восточной стены, под подпружными арками и на парусах.
В алтаре сохранились остатки деревянных связей в двух уровнях. В юго-западном углу - палатка, видимо, здесь была придельная церковка, упраздненная после сооружения южного придела.
Северная пристройка сооружена, вероятно, на месте древнего придела. О его существовании говорит древний дверной проем в северной стене четверика. Перекрытие пристройки утрачено.
Перекрытия южного придела с притвором и притвора четверика -плоские. Все крыши железные.
Габариты четверика: длина 15 м, ширина - 11 м, общие с притвором и приделами: длина - 23 м, ширина - 27 м.
Материал памятника - известняковая плита, здание оштукатурено и побелено.
В четверике сохранился четырехярусный иконостас сер.XIX в. с постаментом и навершием в центральной части - это икона "Бог Саваоф", завершенная крестом с живописным "Распятием" и предстоящими /полихромная скульптура/.
Иконостас строгий по формам, с четко выраженными горизонтальными и вертикальными членениями. Он украшен резьбой, сосредоточенной, главным образом, на "Царских дверях" и антаблиментах. Вертикальные членения в первом ярусе- витые колонны. Основной мотив резьбы - закручивающаяся ветвь аканта. На "Царских дверях" резьба сквозная, над ними несколько резных головок херувимов. Иконостас грубо покрашен масляной краской бордового цвета, детали - бронзовой.
В барабане и куполе поздняя масляная живопись /XX в./. Подобная живопись на стенах четверика /апостол Павел, архидьякон Стефан, на северной стене - Василий Великий и апостол Петр/.
В придельной церкви - иконостас нач.XX в. - трехъярусный, в виде сплошной стены, с постаментом. Вертикальные членения чуть намечены пилястрами с канелюрами. "Царские двери" со сквозной резьбой, основной мотив которой - ветвь аканта и грозди винограда. На антаблиментах - накладная резьба - вьющийся стебель аканта. Иконостас покрашен белой масляной краской, детали - бронзовой.
В интерьере придельной церкви сохранилось ряд интересных произведений древнерусской живописи и прикладного искусства:
Икона "Георгий Победоносец" с 18 клеймами жития, предположительно, XVII в.,р.130х175 см. Икона "Анастасия Римлянка" с 10-ю клеймами жития ХVШ в. в металлическом окладе, р.85х61 см. Икона "Богоматерь", к. ХVIII в. в металлическом чеканном окладе с жемчужной обнизью на мафории и цате, р.45х35 см. Паникадила, семисвечники, хоругви и др. предметы прикладного искусства XIX- нач.XX вв.
Из икон XIX в. имеется одна подписная -"Никола" - погрудное изображение с надписью: "Сделано 1880, пско. ма. Василий Фирсов".
Звонница церкви Георгия, ХVI в.
Расположена рядом с церковью. Это - отдельно стоящее, высокое, квадратное в плане сооружение, покрытое наклонной односкатной, железной кровлей. Северную стену его, толщина которой вдвое больше остальных, венчает небольшая, но довольно массивная двух пролетная, трехстолпная стенка с колоколами. Пролеты для колоколов с арочными перемычками, столбы в средней части скруглены, покрыта односкатной железной кровлей. Первый ярус перекрыт коробовым сводом с одним дверным проемом в северной стене и двумя щелевыми в восточной и южной,
Деревянная лестница на западном фасаде ведет к дверному проему второго яруса. Здесь, в южной и восточной стенах, оконные проемы с гнездами от засовов; над вторым и третьим ярусом существовали деревянные перекрытия, от которых сохранились балка и деревянные лестницы, ведущие к звону. Сохранились два больших и два малых колокола. Под столбами тяга, аналогичная тяге Мальской звонницы.
На звоннице сохранилось два колокола ХVI в. /больших размеров/ со следующими надписями:
На первом колоколе - "Бжиею млтию и помощию сты живоначальныя трцы лета 7956 го мца сентября в 4 день на Рожество Протеи Бцы слить бысть колоколъ сей при державе црства Блговернаго и Хстлюбиваго Великого князя Ивана Васильевича цря и гдаря Всея Руси лил мастеръ Прокофей Григорьев снъ. Слава свершителю и Всех и Единому Богу. Аминь. На втором колоколе: "Бжиею млтию и помощию стыя живоначальныя Трцы лета 7056 го мца сентября II днъ на рождество Прстеи Бцы слить бысть колокол сей при державе царства Блговерного и хстолюбивого блгочестиваго цря и гдаря Великого князя Ивана Васильевича Всея Руси. Аминь. Прокофей Григорьев снъ Единому Бгу."
Материал - известняковая плита. Габариты 7,5 х 7,5 высота 18 м.
Ворота погоста вт. пол. ХVШ в. имеют два проема- большой и малый,
Большой - с высокой и широкой аркой, над которой килевидное завершение. Более узкий и меньший по высоте - боковой арочный проем. Над ним прямоугольная, с чуть углубленной рамкой, ниша для иконы, и под ней двойная полочка, идущая до края ворот.
Плавная, как бы нарисованная от руки, барочная кривая бескарнизного абриса верха, делает объем ворот крайне необычным. Сложены из местного камня - известняковой плиты, оштукатурены и побелены.
|