|
Беспоповцы
|

|
БЕСПОПОВЦЫ - Представители одного из основных направлений в старообрядчестве, возникшего в 80-90-е-х гг. XVII в. После отделения от официальной православной церкви среди приверженцев старой веры не оказалось ни одного епископа, т. е. священнослужителя, имевшего право на рукоположение священников. Из-за этого все старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев. Беспоповцы утверждали, что эпоха священства закончилась, развилось учение о "бессвященносословном состоянии " в церкви. В 1692 и 1694 гг. в Новгороде беспоповцы провели соборы, которые определили их позиции. Суть раннего беспоповства сводилась к следующему: в мир уже пришел "духовный" (не воплощенный в конкретном лице) антихрист и царствует в патриаршей церкви; священство прекратилось, а вместе с ним прекратились и таинства евхаристии и брака, совершаемые священством; остались только таинства крещения и исповеди, которые могли совершаться и мирянами; категорически предписывалось перекрещивать всех желающих перейти в беспоповство; соборы запрещали
брак и чадорождение, поскольку брак был невозможен в отсутствии священства, а внебрачное сожительство и рождение детей было грехом; запрещалось общение членов беспоповской церкви с представителями окружающего их мира; не повинующиеся этим постановлениям отлучались.
Уже в кон. 17 в. беспоповсство разделилось на несколько толков. Основными среди них стали федосеевский, поморский и нетовский, от которых, в свою очередь, позднее откалывались другие. Федосеевскому толку положил начало Феодосий Васильев, один из главных отцов Новгородских старообрядских соборов. Федосеевцы распространились на северо-западе и в Сибири. Центром поморского (даниловского) толка в кон. 17 в. стала Выговская пустынь. Нетовский, или спасовский, толк распространился в Среднем Поволжье.
Библиография:Большая школьная энциклопедия. М., "Олма-пресс", 2001.
|

ПЕРСОНАЛИИ |
ВСЕГО |
|
|

СОБЫТИЯ |
ВСЕГО |
|
|
|